Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Эквивалентность словесного и слогового вариантов теста дихотического прослушивания

Аннотация

Актуальность. В статье поднимается важная и актуальная для нейропсихологии проблема развития и усовершенствования ее методического инструментария с целью решения научных и практических задач. Анализируются слоговой и словесный варианты дихотического прослушивания, рассматривается их различная функциональная направленность, демонстрируется актуальность развития методики дихотического прослушивания. Впервые в российской нейропсихологии предлагается авторский слоговой тест, созданный с учетом фонетических особенностей русского языка. 

Цели исследования. Сравнение эквивалентности двух вариантов дихотического прослушивания: словесного варианта, апробированного Б.С. Котик, с двумя вариантами согласного-гласного слогового теста.

Методы. В исследовании приняли участие две группы респондентов. Первая группа участников исследования (Nколичество= 88; Mвозраст = 21,08; SD = 2,32) выполняла словесный вариант и первый вариант слогового теста. Участникам второй группы (Nколичество = 44; Mвозраст = 24,52; SD = 1,86) предъявлялся словесный тест и второй вариант слогового дихотического прослушивания. 

Результаты. Результаты подтверждают наличие различий между словесным тестом и двумя вариантами слогового теста. Различия и неэквивалентность слогового и словесного вариантов методики по коэффициентам правого уха (Кпу) и коэффициентам продуктивности (общий Кпр и Кпр правого и левого ушей) усиливаются по мере усовершенствования и модификации стимульного материала слогового дихотического прослушивания. Показано увеличение преимущества правого уха (Кпу) и снижение продуктивности выполнения (Кпр) при нарастании влияния рабочей памяти на результаты дихотического прослушивания. 

Выводы. Словесный и слоговой варианты дихотического прослушивания оказались неэквивалентными методиками, направленными на исследование различных функциональных аспектов межполушарной асимметрии в слухоречевой сфере.

Литература

Князев, С.В., Пожарицкая, С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, орфоэпия, графика и орфография. М.: Академический Проект, 2011.

Ковязина, М.С., Муромцева, Т.С., Черкасова, А.Н. Диагностические возможности методики дихотического прослушивания в клинике локальных поражений головного мозга // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 86–97. 

Котик, Б.С. Исследование латерализации речи методом дихотического прослушивания // Психологические исследования. 1974. № 6. С. 67–77. 

Муромцева, Т.С., Ковязина, М.С. Слоговой вариант методики дихотического прослушивания// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 3. С. 494–510.

Arciuli, J., Rankine, T., Monaghan, P. (2010). Auditory discrimination of voice-onset time and its relationship with reading ability. Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition, 15 (3), 343–360.

Bryden, M. (1988). An overview of the dichotic listening procedure and its relation to cerebral organization. In K. Hugdahl (Eds.), Handbook of dichotic listening: Theory, methods and research (pp. 1–43). Chichester: Wiley & Sons.

de Bode, S., Sininger, Y., Healy, E. W., Mathern, G. W., Zaidel, E. (2007). Dichotic listening after cerebral hemispherectomy: Methodological and theoretical observations. Neuropsychologia, 45(11), 2461–2466.

Geffen G., Caudrey D. (1981) Reliability and validity of the dichotic monitoring testfor language laterality. Neuropsychologia, 19 (3), 413–423.

Hickok, G., Poeppel, D. (2007). The cortical organization of speech processing. Nature Reviews Neuroscience, 8(5), 393–402.

Hiscock, M., Kinsbourne, M. (2011). Attention and the right-ear advantage: What is the connection? Brain and cognition, 76 (2), 263–275.

Hugdahl, K., Westerhausen, R. (2016). Speech processing asymmetry revealed by dichotic listening and functional brain imaging. Neuropsychologia, 93, 466–481.

Jäncke, L., Shah, N.J. (2002). Does dichotic listening probe temporal lobe functions? Neurology, 58 (5), 736–743.

Kimura, D. (1961, a). Some effects of temporal-lobe damage on auditory perception. Canadian Journal of Psychology/Revue canadienne de psychologie, 15, 156–165.

Kimura, D. (1961, b). Cerebral dominance and the perception of verbal stimuli. Can J Psychol. 1961 b. V. 15. P. 166–1717.

Penner, I. K., Schläfli, K., Opwis, K., Hugdahl, K. (2009). The role of working memory in dichotic-listening studies of auditory laterality. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology, 31 (8), 959–966.

Rosenthal, R., Cooper, H., Hedges, L. (1994). Parametric measures of effect size. The handbook of research synthesis, 621 (2), 231–244.

Sætrevik, B., Hugdahl, K. (2007a). Endogenous and exogenous control of attention in dichotic listening. Neuropsychology, 21, 285–290.

Sætrevik B., Hugdahl K. (2007b). Priming inhibits the right ear advantage in dichotic listening: Implications for auditory laterality. Neuropsychologia, 45, 282–287.

Shankweiler, D., Studdert-Kennedy, M. (1975). A continuum of lateralization for speech perception. Brain and Language, 2 (2), 212–225.

Sparks, R., Geschwind, N. (1968). Dichotic listening in man after section of neocortical commissures. Cortex, 4 (1), 3–16.

Specht, K. (2014). Neuronal basis of speech comprehension. Hearing Research, 307, 121–135.

Strauss, E., Gaddes, W.H., Wada, J. (1987). Performance on a free-recall verbal dichotic listening task and cerebral dominance determined by the carotid amytal test. Neuropsychologia, 25 (5), 747–753.

Westerhausen, R.(2019). A primer on dichotic listening as a paradigm for the assessment of hemispheric asymmetry. Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition, 24 (6), 740–771.

Westerhausen, R., Kompus, K.(2018). How to get a left-ear advantage: A technical review of assessing brain asymmetry with dichotic listening. Scandinavian journal of psychology, 59 (1), 66–73.

Westerhausen, R., Passow, S., Kompus, K. (2013). Reactive cognitive-control processes in free-report consonant–vowel dichotic listening. Brain and cognition, 83 (3), 288–296.

Wexler, B.E., Halwes, T.(1983). Increasing the power of dichotic methods: The fused rhymed words test. Neuropsychologia, 21 (1), 59–66.

Wexler, B.E., Halwes, T.(1985). Dichotic listening tests in studying brain-behavior relationships. Neuropsychologia, 23 (4), 545–559.


Скачать в формате PDF

Поступила: 18.06.2020

Принята к публикации: 23.07.2020

Дата публикации в журнале: 07.12.2020

Ключевые слова: межполушарная асимметрия; нейропсихологические методики; дихотическое прослушивание; согласно-гласный слоговой тест; словесный тест; рабочая память; top-down процессы; bottom-up процессы

DOI: 10.11621/vsp.2020.04.08

Доступно в on-line версии с: 05.12.2020

Номер 4, 2020