ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Статьи

Фильтр
Ru:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
  

Знаков В.В. Постижение, непостижимое и экзистенциальный опыт как методологические проблемы психологии понимания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №1 — с. 18-35

В статье дан методологический анализ трех тенденций развития психологического познания в последние три десятилетия. Во-первых, анализируются психологические исследования обработки информации в человеческом мышлении, основанной иногда на интуитивном опыте, иногда на логически обоснованном знании. Показано, что согласно теориям двойственности процессов рассуждений (dual-process theories of human thinking), у человека есть две отличные, но взаимодействующие системы для обработки информации. Одна система ориентирована на эвристики, приводящие к интуитивным ответам, а другая основана на аналитической обработке. Их описания соответствуют представлениям психологов о когнитивно-опытной теории личности (CEST) С. Эпштейна и двух познавательных стилях — рациональном и интуитивном. Такие научные представления неразрывно связаны с существованием целостного континуума способов понимания мира: от парадигматического к нарративному и затем к тезаурусному. Во-вторых, доказывается, что современный человек живет в многомерном мире, состоящем из эмпирической, социокультурной и экзистенциальной реальностей. События и ситуации в этих реальностях понимаются людьми по типам понимания- знания, понимания-интерпретации и понимания- постижения. В-третьих, обосновывается, что экзистенциальную реальность субъект не познает, а постигает. Соответственно экзистенциальный опыт субъекта закономерно включает не только бессознательные знания и переживания, но и непостижимое и таинственное. Обосновано, что непостижимость реальности — это один из атрибутов бытия. Непостижимость не означает принципиальной невозможности понимания. Постижение представляет собой такой тип понимания, который направлен на явления и объекты мира, требующие для своего понимания незаурядных усилий. Постижение — это такое схватывание целого, части которого субъект по тем или иным причинам не может познать и детально описать. Проанализирована тайна как научный психологический, а не мистический и фантастический феномен. Определение тайны дано на основе психологии мышления, в которой различаются проблемная ситуация и задача.

Поступила: 14.03.2017
Принята к публикации: 28.03.2017
Страницы: 18-35
DOI: 10.11621/vsp.2017.01.17
Автор(ы): Знаков В.В. ;
Ключевые слова: знание; опыт; постижение; непостижимое; тайна;
Разделы журнала: Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.04.2017

Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Филатова О.Е. Признаки парадигмы и обоснование третьей парадигмы в психологии. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №1 — с. 3-17

Согласно современным представлениям, понятие парадигмы ассоциируется с некоторым общим подходом в описании в естествознании большого класса процессов, объектов, систем. Если мы говорим о глобальных парадигмах, то это означает, что такие (глобальные) парадигмы должны охватывать и огромные классы объектов в природе и обществе. На сегодня мы выделяем три глобальные парадигмы во всей современной науке, которые охватывают три глобальных кластера всех процессов и объектов живой и неживой природы. Впервые об этом аргументированно и логично пытался сказать У. Уивер (W. Weaver) в 1948 г. в своей известной публикации “Science and complexity”. Уивер разделил все объекты и системы в природе на три гигантских кластера: простейшие системы (simplicity), которые описываются сейчас в рамках детерминистских теорий и моделей, неорганизованная сложность (стохастические системы) и системы третьего типа — организованная сложность (organized complexity). Под системой третьего типа (СТТ) он понимал все живые системы, но никаких особенностей в их организации не выделил и не изучил. Сейчас уже понятно, что этого он не мог бы сделать в рамках современной науки, так как для этого нужны другая (третья) парадигма и другая наука.

Поступила: 14.03.2017
Принята к публикации: 28.03.2017
Страницы: 3-17
DOI: 10.11621/vsp.2017.01.03
Автор(ы): Еськов Валерий Матвеевич; Зинченко Ю. П.; Филатова Ольга Евгеньевна;
Ключевые слова: гомеостаз; психофизиология; третья парадигма; системы третьего типа;
Разделы журнала: Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.04.2017

Шмелев А.Г., Лисица И.А. Компьютерное тестирование и геймификация: перспективы мониторинга функционального состояния работников в эпоху компьютеризации психодиагностики. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.98-109

a:2:{s:4:"TEXT";s:1039:"<p>В статье рассматриваются инновации в области обучения и оценки
персонала, связанные с внедрением процессов геймификации компьютерных
средств обучения и оценивания (психодиагностики). В теоретико-
методологической части статьи дается операциональное определение
термина «геймификация», а также обсуждаются факторы, препятствующие
успешной геймификации, — снижающие валидность компьютерных
психодиагностических методов, построенных на использовании игровых
элементов. В экспериментально-методической части статьи приводится
описание новой компьютерной методики «Ложки», предназначенной
для оценки функционального состояния. Эта краткая (трехминутная)
методика представляет собой игровую модификацию таких классических
тестов внимания, как «корректурная проба Бурдона» и «устный счет по
Крепелину». Авторы публикуют данные о достаточно высокой надежности
и валидности новой методики, подтверждающие возможность ее
применения в качестве инструмента для мониторинга (оперативного отслеживания)
функционального состояния.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 29.11.2016
Принята к публикации: 15.12.2016
Страницы: 98-109
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.98
Автор(ы): Шмелев А.Г. ; Лисица И. А.;
Ключевые слова: оценка персонала; компьютерная психодиагностика; геймификация; умственная работоспособность; функциональное состояние; корректурная проба; подсчет визуальных предметов;
Разделы журнала: Методика;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Ильченко А.И., Спиваковская А.С. Психологическое организационное пространство как предмет бизнес-консультирования. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.84-97

a:2:{s:4:"TEXT";s:1041:"<p>В статье освещаются исследовательские перспективы нового подхода
к бизнес-консультированию, основанного на синтезе двух современных
научных направлений, разрабатываемых в последние годы, в том числе
и авторами статьи, — социальной патопсихологии и беатотерапии.
Объединение данных направлений связано с выделением нового предмета
организационного консультирования — психологического организационного
пространства, представленного на сознательном и бессознательном
уровнях и имеющего нематериальные и материальные проявления. При
исследовании неосознаваемых аспектов психологического организационного
пространства социальная патопсихология и беатотерапия выявляют
паттерны, оказывающие существенное влияние на функционирование
организационного пространства. В основе такого подхода лежит предположение,
что декодирование бессознательных паттернов поможет изменить
такие психологические характеристики организационного пространства,
как его психические особенности, организационные отношения и организационные
действия.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 04.12.2016
Принята к публикации: 23.12.2016
Страницы: 84-97
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.87
Автор(ы): Ильченко А. И.; Спиваковская А. С.;
Ключевые слова: социальная патопсихология; беатотерапия; бизнес- консультирование; психологическое организационное пространство;
Разделы журнала: Психология — практике;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Чеснокова М.Г. О парадигмах психологии. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.61-83

a:2:{s:4:"TEXT";s:792:"<p>В статье анализируется методологический потенциал понятия парадигмы
в психологии. Рассматриваются вопросы определения понятия
парадигмы, оснований выделения психологических парадигм, классификации
и закономерностей развития парадигм в психологии. Предлагается
авторский взгляд на проблему парадигм в психологии. Анализируются
четыре исследовательские парадигмы психологии: гносеологическая, феноменологическая,
деятельностная и экзистенциальная. Подчеркивается
связь выделенных парадигм с определенными течениями философии. Прослеживаются
особенности трансформации этих парадигм при переносе
их в прикладную психологию, практическую психологию и психотерапию.
Анализируются причины, обусловливающие сосуществование и интеграцию
различных парадигм в современной психологии.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 15.11.2016
Принята к публикации: 15.12.2016
Страницы: 61-83
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.61
Автор(ы): Чеснокова М. Г.;
Ключевые слова: парадигма; философские основания; научные артефакты; исследовательские и практические парадигмы; технологическая и психотехническая парадигмы; интегрирование;
Разделы журнала: Методология психологии;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Гусев А.Н., Пряжников Н.С., Тюрин К.Г. Экспертная система профориентации школьников «Выбирай и поступай». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.55-60

a:2:{s:4:"TEXT";s:1029:"<p>Представлены результаты разработки новой компьютерной профориентационной
методики для школьников старших классов на основе
разработанной Е.А. Климовым «формулы профессии» и современной
схемы анализа профессий Н.С. Пряжникова. Показаны основные этапы
получения экспертных оценок, позволивших соотнести компоненты профессиональной
деятельности с официальным перечнем укрупненных специальностей
Минобрнауки РФ. Рассмотрено преимущество 3-уровневых
оценок школьников («хочу», «смогу сейчас» и «смог бы в будущем») перед
традиционным оцениванием школьником своих актуальных предпочтений.
В процессе выбора профессии предпочитаемые характеристики
будущей трудовой деятельности задаются не в виде прямых оценок их
традиционных обозначений (предмет, цели, средства, условия и др.), а через
парные сравнения основных трудовых и учебных действий. Компьютерная
система онлайн-тестирования обеспечивает работу с методикой чрез
Web-интерфейс на современных программных платформах — Windows,
Android, MacOS, iOS, Linux.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 55-60
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.55
Автор(ы): Гусев А.Н.; Пряжников Н. С.; Тюрин К. Г.;
Ключевые слова: профориентация; экспертная система; трудовые действия; учебные действия; парные сравнения; компьютерное онлайн-тестирование;
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Головей Л.А. Кризисы развития субъекта деятельности на начальных этапах профессионализации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.47-54

a:2:{s:4:"TEXT";s:918:"<p>В статье излагаются результаты исследования кризисов профессионального
развития на этапах выбора профессии, профессионального
обучения и на начальном этапе профессиональной деятельности. Использовалась
комплексная программа методов, направленных на изучение
показателей учебного и профессионального развития, выраженности
кризисных переживаний, свойств личности и стратегий совладающего
поведения. Выборку составили учащиеся старших классов, студенты
вузов, начинающие профессионалы. Всего 1500 человек в возрасте от 15
до 28 лет. Исследование выявило высокую распространенность кризисов
на всех изученных этапах профессионального развития. Установлено,
что содержание и выраженность кризисных переживаний определяются
этапом развития, личностными ресурсами, социальной ситуацией развития.
Показана возрастающая значимость этапа выбора профессии для
последующих этапов профессионального развития.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 47-54
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.47
Автор(ы): Головей Л. А.;
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; субъект деятельности; личность; ресурсы совладания; кризис;
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Березовская Р.А. Особенности отношения к работе и синдром выгорания у руководителей. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.39-46

a:2:{s:4:"TEXT";s:1172:"<p>
    Отношение к работе и особенности проявления синдрома выгорания
в управленческой деятельности рассматриваются в контексте проблемы
психологического обеспечения профессионального здоровья. В статье
обсуждаются результаты эмпирического исследования, цель которого —
изучение особенностей отношения к работе в процессе развития синдрома
выгорания в управленческой деятельности, которое выступает в качестве
одного из ключевых критериев профессионального здоровья руководителей.
Показано, что в целом для руководителей свойственен средний уровень
выраженности синдрома выгорания, наиболее существенный вклад
в развитие которого вносят такие функциональные компоненты, как отсутствие
помощи и дефицит психологической поддержки коллег в работе, а
также проблемы профессионального развития и самосовершенствования.
Анализируются гендерные различия в развитии синдрома выгорания у
руководителей. Полученные результаты могут быть использованы при
разработке и реализации программ ранней профилактики и коррекции
выгорания руководителей, основанных на субъектно-ресурсном подходе
к психологическому обеспечению профессионального здоровья субъектов
труда.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 39-46
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.39
Автор(ы): Березовская Р. А.;
Ключевые слова: психология профессионального здоровья; выгорание; отношение к работе; ">; ресурсный подход;
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Марищук Л.В. К вопросу о способностях, профпригодности и профессиональном психологическом отборе. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.26-38

a:2:{s:4:"TEXT";s:639:"<p>В статье анализируются понятия «способности», «профессиональная
пригодность», «профессиональный психологический отбор», в разработку
и понимание которых значительный вклад внес Е.А. Климов.
Профессиональный психологический отбор рассматривается как система,
системообразующим фактором которой выступает профессиональная
пригодность лица, избирающего конкретную профессию. В содержание
понятия «способности» включаются мотивация и опыт (знания, навыки,
умения) личности, по аналогии с динамической функциональной структурой
личности, разработанной К.К. Платоновым. Представлена собственная
дефиниция термина «способности».
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 26-38
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.26
Автор(ы): Марищук Л. В.;
Ключевые слова: способности; профессиональная пригодность/непригодность; профессиональный психологический отбор; мотивация; знание; навыки;
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.16-25

a:2:{s:4:"TEXT";s:399:"<p>Для анализа этапов овладения профессиональными действиями
используется экопсихологическая модель становления субъектности. В
качестве исходной предпосылки для разработки этой модели используется
представление о континууме «спонтанная активность — активность
в форме действия». Дается описание семи стадий развития субъектности
как способности быть субъектом профессионального действия.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 16-25
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.16
Автор(ы): Панов В.И. ;
Ключевые слова: профессиональные действия; субъектность; становление; стадии; субъект; континуум «активность — деятельность»,; действие-образец;
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Нечаев Н.Н. Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.3-15

a:2:{s:4:"TEXT";s:555:"<p>Исходя из собственной концепции профессионального творчества,
автор последовательно анализирует понятия «профессия» и «специальность
», а также «профессионализм», указывая на факторы, приведшие в
социально-историческом плане к изменениям мира профессиональной
деятельности и соответствующим изменениям в профессиональной
подготовке. На обширном массиве материала показано, что процесс профессионального
совершенствования как поиск нетривиальных путей развития
деятельности должен стать основой профессиональной подготовки
в любой области.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 3-15
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.03
Автор(ы): Нечаев Н.Н. ;
Ключевые слова: профессия; специальность; профессиональная деятельность; профессиональная подготовка; профессионализм;
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Соловьёва О.В. Психология профессионального общения в суде присяжных. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.107-112

a:2:{s:4:"TEXT";s:427:"<p>Профессиональное общение в суде присяжных рассматривается как
общение юристов в сложном коммуникативном пространстве с двумя
контурами и двумя фокусами. Проанализированы коммуникативные
задачи юристов и описаны возможные трудности в профессиональном
общении в суде присяжных. Приведены некоторые результаты изучения
автором трудностей взаимопонимания между юристами и присяжными
заседателями в судебном процессе.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 107-112
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.107
Автор(ы): Соловьёва О. В.;
Ключевые слова: профессиональное общение юристов; коммуникативное пространство; коммуникативная компетентность; трудности взаимопонимания;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Рябов В.Б. Субъективное качество жизни и дауншифтинг. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.95-106

a:2:{s:4:"TEXT";s:859:"<p>Предлагается подход к анализу психологического механизма дауншифтинга на основе модели субъективного качества жизни. Использование концепции субъективного качества жизни позволяет подойти к разработке модели психологического механизма дауншифтинга и проводить
на ее основе целостный анализ этого явления. В основе модели субъективного качества жизни лежат критерии эмоциональной и рациональной
удовлетворенности/неудовлетворенности жизнью. Необходимое условие
дауншифтинга — низкий уровень эмоциональной удовлетворенности жизнью, при этом уровень рациональной удовлетворенности жизнью может
находиться на достаточно высоком уровне. Важный элемент объективного
анализа дауншифтинга — изменение такого компонента субъективного
качества жизни, как человеческий потенциал, который определяет оценку
дауншифтинга субъекта его социальным окружением.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 95-106
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.95
Автор(ы): Рябов В. Б.;
Ключевые слова: феномен дауншифтинга; субъективное качество жизни; нормативная модель; удовлетворенность жизнью; человеческий потенциал; субъективное благополучие;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Пряжников Н.С., Полевая М.В., Камнева Е.В. Возрастно-психологические аспекты профессиональных деструкций госслужащих. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.87-94

a:2:{s:4:"TEXT";s:353:"<p>Рассматривается проблема возрастно-психологических аспектов
профессиональных деструкций государственных служащих. Выделены
основные этапы развития моральной готовности работника к труду с
сильными рисками профессиональных деструкций. Дана характеристика
«вынужденных» и «естественных» профессиональных деструкций у государственных служащих.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 87-94
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.87
Автор(ы): Пряжников Н. С.; Полевая М. В.; Камнева Е. В.;
Ключевые слова: профессиональные деструкции; государственные служащие; профессиональная зрелость; психологическое просвещение;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Молчанов С.В. Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.81-86

a:2:{s:4:"TEXT";s:358:"<p>В статье обсуждается проблема ответственности при осуществлении
профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Обсуждается
значение ценностно-моральных ориентаций личности как основы профессионального самоопределения и принятия ответственности за выбор.
Выделены личностные составляющие ответственности — автономия и
моральный характер.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 81-86
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.81
Автор(ы): Молчанов С. В.;
Ключевые слова: личностное и профессиональное самоопределение; морально-ценностная ориентация; ответственность;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Липатов С.А. Структура включенности работников в организацию как социально-психологическая проблема. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.73-80

a:2:{s:4:"TEXT";s:918:"<p>В статье рассматривается проблема понимания конструкта «вовлеченность работника в организацию» в научной и практической литературе.
Показано, что понятия «организационная приверженность», «организационное гражданское поведение», «организационная идентификация»
и «увлеченность работой» часто рассматриваются как пересекающиеся
с конструктом «вовлеченность работника в организацию». Отмечается
также многообразие понятий, описывающих взаимосвязь работника с
организацией, что создает терминологическую путаницу и затруднения
для их практического использования. Предлагается объединить понятия
«идентификация с организацией», «приверженность к организации» и
«увлеченность работой» в более общее понятие «включенность работников в организацию». Кратко описываются результаты двух эмпирических
исследований, которые частично подтверждают эвристичность данного
подхода.представителей разных видов труда.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 73-80
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.73
Автор(ы): Липатов С. А. ;
Ключевые слова: вовлеченность в работу; организационная идентификация ; организационная приверженность; включенность работника в организацию;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Леонова А.Б. Комплексные психологические технологии управления стрессом и оценка индивидуальной стресс-резистентности: опыт интеграции различных исследовательских парадигм. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.63-72

a:2:{s:4:"TEXT";s:830:"<p>Цель проведенного цикла работ — анализ синдромов профессионального стресса, развивающихся в контексте выполнения различных
современных видов труда, и индивидуально-личностных характеристик
работающего человека как факторов, определяющих его устойчивость к
воздействию напряженных условий деятельности со стороны обеспечения успешности выполнения работы, сохранности психического здоровья и личностного благополучия. Описаны две разработанные в рамках
структурно-интегративного подхода к анализу стресса комплексные
технологии управления стрессом: «Интегральная оценка и коррекция
стресса» (ИДИКС) и «Индивидуальная оценка стресс-резистентности»
(ИОСР). Охарактеризованы возможности их применения для решения
практических задач по профилактике и коррекции стрессовых состояний
у представителей разных видов труда.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 63-72
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.63
Автор(ы): Леонова А.Б.;
Ключевые слова: трудовая деятельность; профессиональный стресс; стресс-резистентность; механизмы регуляции деятельности; психологические технологии управления стрессом;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Карабанова О.А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.54-62

a:2:{s:4:"TEXT";s:1374:"<p>В статье представлены результаты исследования связи детско-родительских отношений подростков и юношей со статусом идентичности
в профессиональном самоопределении. Выявлено, что преобладающими
статусами идентичности в профессиональной сфере в юношеском возрасте являются достигнутая идентичность, мораторий и предрешение, а
в подростковом — мораторий, предрешение и диффузная идентичность.
Обнаружены существенные различия в характере детско-родительских
отношений в группах со статусами предрешения, достигнутой идентичности, моратория и диффузной идентичности. Для подростков и юношей
с низкими статусами (диффузная идентичность, предрешение) характерно
переживание целостности отношений с семьей при директивности родителей и низкой автономии детей. У подростков со статусом моратория
отношения с родителями характеризуются высоким уровнем автономии и
дифференциации от родительской семьи, часто сочетающимися с высокой
конфликтностью и конфронтацией. Интеграция с семьей при достаточно
высокой автономии, уважение мнения родителей характерно для подростков и юношей со статусом достигнутой идентичности. Выявлена гендерная
специфика, отражающая различные роли матери и отца в формировании
идентичности у девушек и юношей. Получены результаты, свидетельствую-
щие о решающей роли отца в формировании статусов идентичности для
обеих гендерных групп.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 54-62
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.54
Автор(ы): Карабанова О.А. ;
Ключевые слова: личностное и профессиональное самоопределение; статус идентичности; предрешение; мораторий; достигнутая идентичность; диффузная идентичность; детско-родительские отношения;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Евсевичева И.В., Любимова Г.Ю. Восприятие собственной карьеры на этапе ее завершения. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.45-53

a:2:{s:4:"TEXT";s:906:"<p>
    Работа посвящена изучению восприятия собственной карьеры на
этапе ее завершения. Респонденты: 30 мужчин и женщин в возрасте от 52
до 67 лет, квалифицированные специалисты в разных областях профессиональной деятельности. Методы и методики исследования: интервьюирование, анкетирование, авторские варианты методик «Ранжирование
жизненных ценностей» и «Незаконченные предложения». Полученные
материалы подвергались качественному тематическому анализу. Выявлены основные жизненные приоритеты респондентов данной возрастной
группы, стратегии и мотивация их профессионального поведения, ресурсы трудоустройства, запросы на психологическую помощь. Установлены
внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование стратегии
поведения при завершении карьеры. Материал, характеризующий образ
карьеры на ее заключительном этапе, может быть использован в психологической консультативной практике.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 45-53
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.45
Автор(ы): Евсевичева И. В.; Любимова Г. Ю.;
Ключевые слова: профессиональная карьера; предпенсионный и пенсионный возраст; карьерные стратегии; карьерное консультирование;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Девишвили В.М., Носкова О.Г. Психологические исследования в целях содействия социально-трудовой реабилитации инвалидов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.34-44

a:2:{s:4:"TEXT";s:865:"<p>
    В статье намечен ряд проблем практики социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. Показано, что решение этих проблем требует
комплексных психологических исследований. Сделан вывод об особой
роли психологии труда в научном обеспечении практики социально-трудовой реабилитации инвалидов. Эта роль обусловлена тем, что инвалид
рассматривается как личность и потенциальный субъект труда (труда по
самообслуживанию, общественно-полезного труда, труда профессионального). Эффективное развитие практики социально-трудовой реабилитации инвалидов невозможно при использовании лишь готовых научных
теорий, методов, накопленных в разных отраслях психологической науки.
Необходима разработка специальных научных теорий, методов, интегрирующих данные разных отраслей психологии и ориентированных на
решение конкретных задач реабилитационной практики.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 34-44
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.34
Автор(ы): Девишвили В.М.; Носкова О. Г.;
Ключевые слова: социально-трудовая реабилитация; больные и инвалиды; психологические исследования;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016


Статьи 44 - 63 из 523
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2018


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер