ISSN 0137—0936
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Статьи

Фильтр
Ru:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
  

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Лидии Васильевны Бороздиной //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.123-125

4 октября 2015 г. скончалась доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Лидия Васильевна Бороздина.

Страницы: 123-125
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.123
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: некролог; Лидия Васильевна Бороздина;
Разделы журнала: Некрологи;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Аникина В.Г. Идеи М.К. Мамардашвили и культурно-диалогическое понимание рефлексии //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.114-122

В статье анализируются представления М.К. Мамардашвили о человеке и значении культуры в его становлении. Согласно этим представлениям, «природный человек» (биологическое существо) может стать человеком «бытийным» — сознательным, осмысленным, цельным. Бытие человека — это бодрствующее вертикальное состояние, которое необходимо постоянно удерживать — собирать. Одно из условий такой «сборки» — существование «культурных форм» как бытия, форм возможного человека. Очерчивание в статье областей соприкосновения взглядов М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского позволило акцентировать внимание на рефлексии как способе бытия и на слове как топосе, месте бытия. Вопрос о механизме «сборки» решается с опорой на понимание диалогической (М.М. Бахтин) природы рефлексии. Определяется понятие «рефлексивный текст» как культурная форма рефлексии.

Поступила: 07.09.2015
Страницы: 114-122
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.114
Автор(ы): Аникина В.Г. ;
Ключевые слова: природный человек; бытийный человек; бытие; слово; рефлексия; рефлексивный текст;
Разделы журнала: Интроспекция: дискуссии, размышления;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности (окончание) //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.98-113

В данной части статьи теоретические положения, предложенные в первой части статьи, реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального по- ведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности. Нумерация разделов продолжается.

Поступила: 11.02.2015
Страницы: 98-113
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.98
Автор(ы): Семенов И.Н. ;
Ключевые слова: личность; жизнетворчество; М.М. Зощенко; поведение; рефлексия; самовосприятие; самонаблюдение; понимание; саморазвитие; Я-концепция; индивидуальность; субъектность; смысл;
Разделы журнала: Интроспекция: дискуссии, размышления;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Каминский И.В. Контроль ракурса образов как средство повышения эффективности мысленной проработки двигательных навыков //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.83-97

Мысленная проработка двигательных навыков — один из наиболее востребованных методов в психологической подготовке спортсменов. Считается, что эффективность мысленной проработки можно повысить путем использования образов определенного ракурса. Несмотря на от­ сутствие общепринятой теории, широкое распространение получили рекомендации к использованию образов внутреннего ракурса как наиболее эффективного средства мысленной проработки движений. Анализ зарубежных исследований показал, что образы внешнего ракурса имеют преимущество на начальных этапах освоения сложного двигательного навыка, а также при проработке технических элементов, правильность исполнения которых зависит от пространственного взаиморасположения частей тела. Обобщены методологические ошибки проведенных исследований и сделан вывод о том, что рекомендации по использованию образов исключительно внутреннего ракурса не имеют достаточных оснований. Намечены актуальные направления дальнейшей разработки проблемы использования образов внутреннего и внешнего ракурса в спортивной психологии

Поступила: 19.06.2015
Страницы: 83-97
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.83
Автор(ы): Каминский И.В.;
Ключевые слова: психология спорта; мысленная проработка дви­гательных навыков; мысленный образ; образы внутреннего ракурса; образы внешнего ракурса;
Разделы журнала: Обзорно-аналитические исследования;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Астрецов Д.А., Леонтьев Д.А. Психодиагностические возможности «Шкалы внутренней диалоговой активности» П. Олеся //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.66-82

В статье раскрывается понятие внутреннего диалога и его понимание в различных психологических школах и направлениях — отечественных и зарубежных. Кратко описаны представления о внутреннем диалоге М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Г.М. Кучинского, Х. Херманса. Представлена методика «Шкала внутренней диалоговой активности» (ШВДА) П. Олеся. Русскоязычная адаптация ШВДА проводилась на выборке 256 человек, 123 из которых участвовали в повторном тестировании спустя две недели. По результатам анализа эмпирических данных основной показатель методики (склонность к внутреннему диалогу) был успешно валидизирован, однако вместо авторской модели, включавшей 7 субшкал, по нашим данным более адекватной оказалась трехфакторная структура ШВДА (внутренний диалог, внутренний мир, внутренний конфликт), обладающая высокими показателями надежности и валидности. Конструкт- ная валидность обосновывается высокой связью с различными формами рефлексивных процессов и аспектами самоотношения. В отличие от дифференциального теста рефлексии Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина ШВДА представляет негативный полюс рефлексии, что подтверждается анализом связи ШВДА с другими личностными переменными. Представленная в работе методика может быть использована как в исследовательских целях, так и для решения прикладных задач.

Поступила: 20.10.2015
Страницы: 66-82
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.66
Автор(ы): Астрецов Д.А.; Леонтьев Д. А.;
Ключевые слова: рефлексия; самоотношение; психодиагностика; внутренний диалог;
Разделы журнала: Методика;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Филиппова Е.В., Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Программа развития осознанной саморегуляции как средства повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена и экспериментальная проверка ее эффективности //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.55-65

В статье дано общее представление о разработанной авторами программе повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена средствами осознанной саморегуляции. Описаны результаты экспериментальной проверки ее эффективности на 57 учащихся 11-го класса (17—18 лет) СОШ г. Москвы. Для диагностики использовались многошкальный тест-опросник «Стиль саморегуляции учебной деятельности» (ССУД-М) и адаптированный вариант опросника оценочной тревожности Ч.Д. Спилбергера Test Anxiety Inventory (TAI). Анализ экспериментальных данных выявил статистически значимые изменения регуляторных параметров, а также показателей оценочной тревожности в контрольной (28 чел.) и экспериментальной (29 чел.) группах. В экспериментальной группе увеличились значения по регуляторным переменным моделирование, оценка результатов, гибкость, надежность, ответственность, общий уровень саморегуляции; снизились значения по беспокойству и общему уровню тревожности. Анализ надежности учебных действий учащихся путем сравнения академических отметок, пробных и итоговых отметок ЕГЭ показал, что в экспериментальной группе надежность учебных действий выше, чем в контрольной. Эффективность практического при- менения программы развития осознанной саморегуляции как средства повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена экспериментально доказана

Поступила: 29.07.2015
Страницы: 55-65
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.55
Автор(ы): Филиппова Е.В.; Фомина Т.Г. ; Моросанова В.И. ;
Ключевые слова: осознанная саморегуляция; учебная деятельность; надежность учебных действий; оценочная тревожность;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Толочек В.А., Винокуров Л.В., Журавлева Н.И. Условия социальной среды как ресурсы профессиональной успешности субъектов //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.39-54

Цель исследования: выделить условия социальной среды, актуализируемые (идентифицируемые, воспринимаемые) представителями разных социальных групп как ресурсы успешности субъекта на протяжении его профессиональной карьеры. В статье анализируются результаты опроса 147 респондентов (менеджеров, бухгалтеров, частных предпринимателей) в возрасте 31—47 лет, М=39.2 по исследовательской анкете «Динамика профессионального становления субъекта». Опрос проводился в 2010—2013 гг. в ситуациях платных форм профессионального обучения. Разделение выборки на группы (мужчины/женщины, руководители/специалисты) и использование t-сравнения и множественного регрессионного анализа позволило выявить специфические для выделяемых социальных групп структуры и динамику актуализации условий среды как ресурсов. Исследование показало, что у респондентов, занимающих высокие должностные позиции (руководителей) спектр внесубъектных ресурсов достаточно широк и вариативен. Последовательная актуализация разных условий среды как ресурсов профессионального становления субъектов на протяжении профессиональной жизни (от 20 до 65 лет) сопряжена с высоким уровнем профессионализма, его динамичным ростом и долгой сохранностью, с социальной успешностью в целом. У менее реализованных респондентов спектр внесубъектных условий как ресурсов сравнительно узок; для них характерно преимущественное ис- пользование ресурсов родительской семьи.

Поступила: 02.08.2015
Страницы: 39-54
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.39
Автор(ы): Толочек В. А.; Винокуров Л.В.; Журавлева Н.И.;
Ключевые слова: условия; социальная среда; ресурсы; субъект; профессиональная успешность; становление;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Волкова Н.В., Чикер В.А. Адаптация персонала в российских организациях: различия профессиональной мотивации и уровня самомониторинга представителей трех поколений (на материале компаний г. Санкт-Петербурга) //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.21-38

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи профессиональной мотивации, уровня самомониторинга и принадлежности к определенному поколению у 142 новых сотрудников двух организаций г. Санкт-Петербурга. Использованные методики: «Шкала самомониторинга» М. Снайдера, опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна, дополненный шкалой «Патриотизм» из опросника «Привлекательность культуры» В.М. Снеткова, опросник «Шкала организационной лояльности персонала» Л. Портера. Выявлены существенные различия в самомониторинге и карьерных ориентациях, влияющих на результаты адаптации к организации, у представителей трех возрастных групп: Беби Бумеры(1946—1964 гг. рождения), поколение Х (1965—1983), поколение Y (1984 и позже). Наиболее высокие показатели адаптированности получены в группах Беби Бумеров и X. У представителей группы Y выявлены противоречивые социальные установки и представления об организационной жизни.

Поступила: 04.06.2015
Страницы: 21-38
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.21
Автор(ы): Волкова Н.В.; Чикер В.А.;
Ключевые слова: самомониторинг; адаптация персонала; карьерные ориентации; организационная социализация; поколения;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Климов Е.А. К «тронной речи» в экспертном совете //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.15-20

Материал, подготовленный Е.А. Климовым для выступления перед членами обновленного Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ в апреле 1999 г. в качестве вновь назначенного председателя данного совета. Источник — рукопись из личного архива Е.А. Климова. Стилистика оформления — авторская. Публикуется впервые.

Поступила: 02.07.2015
Страницы: 15-20
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.15
Автор(ы): Климов Е. А.;
Ключевые слова: Евгений Александрович Климов;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Леонова А.Б., Носкова О.Г. Идеалы психологической науки и практики в трудах Е.А. Климова //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.4-14

В статье представлен обзор творческого наследия Е.А. Климова (1930—2014) в связи с его 85-летием. Описаны тематика исследований ученого, понимание сути науки с позиции современного наукознания; роль системной методологии в психологии; проблемы преподавания психологии в университетском образовании, особые свойства мышления практиков по сравнению с теоретическим мышлением; психологические качества психолога как профессионала. Представлены взгляды ученого на историю психологической науки, соотношение научного и житейского знания о психике, ответственность психологической науки перед обществом и практикой.

Поступила: 02.08.2015
Страницы: 4-14
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.04
Автор(ы): Леонова А.Б.; Носкова О. Г.;
Ключевые слова: психология; психология труда; творческое наследие проф. Е.А. Климова; системная методология исследований; преподавание психологии; психолог как профессионал; ответственность психологической науки;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Коллектив факультета психологии. К 70-летию Юрия Михайловича Жукова //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.117-120

5 июля 2015 г. исполняется 70 лет доктору психологических наук, профессору кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрию Михайловичу Жукову — одному из ведущих специалистов в области практической социальной психологии. Он не только стоял у истоков концептуальной и методологической разработки данного направления, но и сегодня активно реализует его в своей деятельности в области социально-психологического тренинга, развития коммуникативной компетентности, технологий командообразования и консультирования организационного развития.

Страницы: 117-120
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.117
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: Юбилеи; Юрий Михайлович Жуков;
Разделы журнала: Юбилеи;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Шойгу Ю. С., Филиппова М. В. Этические аспекты экстренной психологической помощи представителям разных культур//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.108-116

В статье приведены и содержательно раскрыты этические принципы, которыми должен руководствоваться психолог в работе с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС), в частности с представителями разных культур. Проведено сравнение основных положений этического кодекса Российского психологического общества и этического кодекса Европейской Федерации психологических ассоциаций. Сделаны выводы: 1. Психолог, оказывающий помощь людям в зоне ЧС, должен иметь высокую квали- фикацию и специальную подготовку. 2. Знание и соблюдение этических принципов в работе с людьми в зоне ЧС не менее важны и обязательны для психолога, чем профессиональные знания и навыки. 3. Учет всех специфических условий работы в зоне ЧС способствует эффективности оказываемой помощи и сохраняет профессиональное здоровье самого специалиста.

Поступила: 17.04.2015
Страницы: 108-116
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.108
Автор(ы): Шойгу Ю. С. ; Филиппова М.В.;
Ключевые слова: экстренная психологическая помощь; чрезвычайная ситуация (ЧС); этические принципы работы; пострадавшие; представители разных культур;
Разделы журнала: Психология — практике;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Матюшкина А. А. Уровни решения проблемного задания как отражение глубины мышления//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.93-107

В статье представлено эмпирическое исследование глубины мышления как характеристики, отражающей процесс понимания творческой проблемы; объект — решение проблемных заданий художественного содержания, актуализирующих продуктивное мышление; цель — выявление уровней решения проблемного задания в соотнесении с его успешностью. Теоретическую основу составили идеи гештальтпсихологии и теории проблемных ситуаций о понимании продуктивного мышления и оценке его успешности. В исследовании показано, что глубина мышления отражается как уровни понимания смысла художественных произведений — от непонимания до четкого и ясного понимания смысла в соответствии с авторским замыслом, которые выступают основанием для оценки успешности решения проблемных заданий. Со стороны объекта глубина решения определяется жанром произведения: наибольшей глубины анализа требует драматический жанр. Обнаружена положительная корреляция успешности выполнения двух типов заданий художественного содержания (понимание смысла фильма и рассказа по фрагментам) в отношении драматического и комедийного содержания, отрицательная корреляция характеризует успешность решения заданий эмоционально противоположных жанров— комического и драматического.

Поступила: 22.03.2015
Страницы: 93-107
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.93
Автор(ы): Матюшкина A.A.;
Ключевые слова: глубина мышления; проблемная ситуация; продуктивное мышление; понимание смысла; уровни решения;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Соленов И.В., Гордеева О.В. Мистико-религиозные состояния сознания в исихазме: влияние на их характеристики целей и техник религиозной практики//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.74-92

На основе психологического анализа христианских текстов традиции исихазма выявляются виды измененных состояний сознания (ИСС), возникающие в данной религиозной практике (благодатные и состояния прелести), и характерные для них изменения психики и появление соответствующих феноменов. В работе рассматриваются возможности культурно- деятельностного подхода в выявлении влияния культурных и социальных факторов на ИСС (в том числе и возникающие в религиозной практике) и в изучении механизмов данного влияния. Мистико-религиозное состояние рассматривается как функциональный орган, обеспечивающий реализацию целей и задач религиозной деятельности аскета. Доказывается, что религиозная картина мира, а также цели религиозной практики и существующие в этой практике техники индукции мистико-религиозных состояний сознания определяют характеристики данных состояний и их феноменологию.

Поступила: 08.02.2015
Страницы: 74-92
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.74
Автор(ы): Соленов И.В.; Гордеева О.В. ;
Ключевые слова: культурно-деятельностный подход; измененные состояния сознания (ИСС); исихазм; молитва; благодатное состояние; способы индукции ИСС; феноменология ИСС;
Разделы журнала: Обзорно-аналитические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Веракса А. Н. Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.65-73

В статье представлен обзор современных исследований, направленных на изучение возможностей развития регуляторных функций дошкольников. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что регуляторные функции оказывают влияние на различные компоненты академической успешности детей. В связи с этим вопрос о взаимосвязи образовательной работы и степени развития регуляторных функций приобретает особую актуальность. Представлены примеры индивидуального и группового подхода к формированию регуляторных функций в дошкольном возрасте. Показано, что при использовании ряда стратегий работы с дошкольниками возможно значимое развитие регуляторных функций в условиях детского сада. Особое внимание уделяется компьютеризированным программам развития произвольности. Значимых взаимосвязей между качеством дошкольного образования и уровнем развития регуляторных функций не обнаружено. Гораздо большее влияние на становление произвольности оказывают культурные особенности.

Поступила: 11.05.2015
Страницы: 65-73
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.65
Автор(ы): Веракса А.Н.;
Ключевые слова: регуляторные функции; дошкольный возраст; качество дошкольного образования;
Разделы журнала: Обзорно-аналитические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Кравков С.В. Отрывки из книги С.В. Кравкова «Самонаблюдение» //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.57-64

Приводятся отрывки из книги С.В. Кравкова «Самонаблюдение» (М.: Русский книжник, 1922. 176 с.). В своем исследовании С.В. Кравков излагает аргументацию в пользу необходимости интроспекции для психологической науки, отграничивает интроспекцию от рефлексии, анализирует психические процессы, обеспечивающие возможность интроспекции, обсуждает способы организации интроспективного исследования и другие теоретические и методические вопросы, возникающие в связи с интроспекцией.

Поступила: 07.02.2015
Страницы: 57-64
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.57
Автор(ы): Кравков С.В.;
Ключевые слова: самонаблюдение; интроспекция; психология; переживание; внимание; память; интенция;
Разделы журнала: Интроспекция: дискуссии, размышления;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Приёмко К.Д., Клегг Дж.В. Теоретическая структура самонаблюдения в контексте интервью //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.40-56

В статье предлагается новый взгляд на интроспекцию, основанный на диалогических и транзакционных традициях Джеймса, Мида, Бахтина и Волошинова. Авторская теория самонаблюдения (конкретно в контексте интервью «лицом к лицу») охватывает понятия о личности и социоидеологическом сознании. В этой модели сознание (или Я), по- груженное в бесконечный обмен внутренними и внешними диалогами, постоянно оценивает, согласовывает и преобразует непосредственный опыт в более устойчивые характеристики личности (меня). Эти аспекты меня характеризуются в понятии «высказывание» в трех семиотических жанрах: 1) идеологически-аффилятивном, 2) личностно-эмоциональном и 3) соционормативном. Авторы утверждают, что такие жанры пронизывают каждую стадию процесса исследования, начиная с построения вопросов ис- следования и кончая составлением отчета об исследовательской работе.

Поступила: 26.02.2015
Страницы: 40-56
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.40
Автор(ы): Приёмко К.Д.; Клегг Джошуа В.;
Ключевые слова: самонаблюдение; интроспекция; семиотические жанры коммуникации;
Разделы журнала: Интроспекция: дискуссии, размышления;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.22-39

В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как целостной индивидуальности и социальной личности. Рассматривается оппозиция внешней, социально- предметной детерминации психической деятельности человека и его внутренней, рефлексивно-смысловой жизни, источником которой является самодеятельное индивидуальное Я. С этих позиций эксплицируется логика развития психологии восприятия: от изучения перцепции объектности через интроспекцию субъектности к рефлексии саморазвивающегося Я. Предлагается рефлексивная онтология психологической реальности внутренней жизни, где инкорпорированы такие ее компоненты, как самоактуализация, самовосприятие, самопознание, самопонимание, самосознание, самоопределение, самореализация индивидуальности Я. В контексте рефлексивной психологии, акмеологии, персонологии рассматривается рефлексивная сущность интроспекции в проблемно-конфликтных ситуациях саморазвития индивидуальности в сфере художественного и научного творчества. Во второй части статьи предложенные теоретические положения реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности.

Страницы: 22-39
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.22
Автор(ы): Семенов И.Н. ;
Ключевые слова: психология; методология; онтология; персонология; личность; поведение; деятельность; сознание; интроспекция; рефлексия; познание; восприятие; самовосприятие; самонаблюдение; смысл; понимание; саморазвитие; Я-концепция; профессиональная Я-концепция; субъектность; жизнетворчество;
Разделы журнала: Интроспекция: дискуссии, размышления;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Яновский М.И. Самонаблюдение как метод психологии //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.3-21

В статье выдвигается идея о том, что причиной отсутствия единства психологической науки является отказ от естественного метода психологии — самонаблюдения. Утверждается, что самоочевидность внутреннего опыта у Р. Декарта есть следствие совпадения в самонаблюдении гносеологии и онтологии, акта знания и акта бытия. Выявлен органичный, неискажающий характер интроспекции при понимании психики как управляемой механизмом апперцепции (что реализует понимание психики как определенным образом организованной внутренней работы, т.е. психический детерминизм). Механизм апперцепции означает наличие в психике исходной неоднородности, множественности, квазиполисубъектности. В связи с этим проблема эффективного самонаблюдения рассматривается как проблема эффективной коммуникации разномерных, разнокоординатных сфер психического аппарата человека, адекватных внутренних трансляций опыта и адекватных внутренних переводов.

Поступила: 07.02.2015
Страницы: 3-21
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.03
Автор(ы): Яновский М.И.;
Ключевые слова: самонаблюдение; интроспекция; апперцепция; субъектность; полисубъектность;
Разделы журнала: Интроспекция: дискуссии, размышления;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Иванников В. А. Порождение деятельности и проблема мотивации//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.15-22

В статье анализируется процесс порождения деятельности с выделени­ем задач, которые можно соотнести с понятиями «потребность», «мотив», «мотивация», «побуждение к деятельности». Утверждается, что порожде­ние деятельности предполагает наличие у человека поведенческой задачи,возникающей при актуализации потребностей, принятии требований общества или по решению человека как личности.Мотивация понимается как психическое обеспечение процесса порождения деятельности.

Поступила: 19.03.2015
Страницы: 15-22
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.15
Автор(ы): Иванников В.А.;
Ключевые слова: порождение деятельности; потребность; предмет потребности; мотив; мотивация; побуждение;
Разделы журнала: Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015


Статьи 50 - 69 из 489
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер