Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Социальные представления о гомосексуальности у разных поколений современных россиян

Аннотация

Актуальность. Проблема гомосексуальности постоянно находится в центре внимания СМИ и политиков, обсуждается в социальных сетях. При этом психологические исследования данного феномена легче найти в иностранных, чем в российских источниках. В то же время представляется очевидным культурная и национальная специфичность представлений о феномене гомосексуальности, а так же значительная поляризация мнений внутри самого общества. Эта поляризация может носить гендерный, урбанистический, классовый и, в том числе, межпоколенческий характер. При значительном внимании к данной проблематике на уровне социологических срезов, попыток проанализировать представления о гомосексуальности в русле социально-психологической традиции предпринимается не так много. При этом в ряде предыдущих исследований было выявлено, что современное поколение «Z» отличается большей терпимостью, толерантностью и свободой взглядов в части представлений о традиционно сегрегируемых социальных группах. 

Цельюданного исследования стало выявление представлений о гомосексуальности у разных поколений современных россиян. Гомосексуальность была выделена среди других сексуальных ориентаций (ЛГБТ) как наиболее обсуждаемая в общественном дискурсе. Предметом исследования стали социальные представления о гомосексуальности, в частности, у представителей различных поколений. 

Методики. Методологической основой исследования выступило изучение структуры социальных представлений (методика П. Вержесса). Методами исследования выступила авторская анкета, направленная на выявление представлений о гомосексуальности, а так же модифицированный варианта опросника RAHI(Гулевич и пр., 2016). 

Выборкой исследования стали 444 человека (жители РФ, от 16 до 65 лет; выборка была составлена методом «снежного кома» с охватом абсолютного большинства регионов РФ). 

Результаты и выводы. Гипотезы исследования были подтверждены: была выявлена обратная связь возраста (принадлежности к поколенческой когорте) и представлений о гомосексуальности как о нормативных. Было показано значительное отличие поколения «Z» в части толерантности представлений о гомосескуальности. Были обозначены двойные стандарты в части отношения к мужской и женской гомосексуальности. Была зафиксирована укорененность представлений о гомосексуальности как об отношениях, основанных, скорее, на сексуальной, чем на романтическо-духовной связи. 

Литература

  1. Bazarov T.Yu., Erofeev A.K., Shmelev A.G. (2014). Experience of collective definition of the concept of “competence”. Vestnik Moskovskogo universiteta(Bulletin of Moscow University).Series 14. Psychology. 1. 87–102 (in Russ.).

  2. Baidenko V.I., Oskarsson B. (2002). Basic skills (key competencies) as an integrating factor in the educational process. Professional education and personality formation. Scientific and methodical collection. Moscow. (in Russ.).

  3. Ballantain I., Pova N. (2003). Centers for Evaluation and Development. Translation from English. Moscow: HIPPO. (in Russ.).

  4. Bashkin E.B. (2010). Effektivnost' strategicheskikh assessment-sessii v razvitii professional'nykh kompetentsii. Avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk (Effectiveness of strategic assessment sessions in the development of professional competencies (PhD) Thesis). Moscow. (in Russ.).

  5. Bodrov V.A. (2001). Psychology of professional fitness. Moscow: PER SE. (in Russ.).

  6. Zhuravlev A.L. (2007). Features of interdisciplinary research in modern psychology. Theory and methodology of psychology: postneclassical perspective (pp. 15–32). Ed. A. L. Zhuravleva, A. V. Yurevicha. Moscow: IPRAN. (in Russ.).

  7. Zeer E.F. (2005). Competent approach to education. Education and Science. Izvestiya Ural'skogo otdeleniya Rossiiskoi akademii obrazovaniya. Zhurnal teoreticheskikh i prikladnykh issledovanii(News of the Ural branch of the Russian Academy of Education. Journal of Theoretical and Applied Research),3 (33), 27–39. (Retrieved from http://edscience.ru/sites/default/fles/2005/2005-3.pdf. (review date: 2005) (in Russ.).

  8. Zimnyaya I.A. (2006). Key competencies: a new paradigm for the result of modern education. Internet-zhurnal “Eidos”.(Internet magazine “Eidos”).(Retrieved from http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. (review date: 05.05.2006) (in Russ.).

  9. Kaptsov A.V. (2018). Staff selection model. Current State and Prospects of Development of Labor Psychology and Organizational Psychology (pp. 64–76). Otv. ed. A.N. Zankovsky, A.L. Zhuravlev. Moscow: Publishing House “Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences”. (in Russ.).

  10. Karpov A.V. (1999). Psychology of Management. Moscow: Gardariki. (in Russ.).

  11. Mazilov V.A. (2017). Methodology of psychological science: History and modernity. Yaroslavl: RIO YAGPU. (in Russ.).

  12. Martirosova N.V. (2014). Psikhologicheskoe obespechenie rasstanovki kadrov v podrazdeleniyakh okhrany obshchestvennogo poryadka organov vnutrennikh del: Avtoref. diss. … kand. psikhol. nauk. SPb. (in Russ.).

  13. Mashkova A.S. (2011). Formation of a competency model for middle managers based on the organization of experimental work. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta: Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury (News of Ural State University: Series 1: Problems of education, science and culture). 89,2, 197–206. (in Russ.).

  14. Methodological tools for establishing qualification requirements for the replacement of public civil service posts(2017). Version3.2. Moscow. (in Russ.).

  15. Mitina L.M. (1994). Teacher as a person and professional (psychological problems). Moscow: Delo. (in Russ.).

  16. Mitina L.M. (2004). Psychology of Teacher's Work and Professional Development. Moscow: Akademiya. (in Russ.).

  17. Morozov V.P. (2011). Non-verbal communication. Experimental and psychological researches. Moscow: Kogito-Tsentr. (in Russ.).

  18. Polani M. (1982). Personal knowledge. Moscow: Progress. (in Russ.).

  19. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. (2005). Psychology of labor and human dignity. Moscow: Akademiya. (in Russ.).

  20. Pochebut L.G., Chiker V.A. (2002) Organizational social psychology: Textbook. SPB: Rech'. (in Russ.).

  21. Raven Dzh. (2002). Competence in modern society: identification, development and implementation. Moscow: Kogito-Tsentr. (in Russ.).

  22. Rubtsova N.E. (2012). Psychological classification of modern professional activity: integrative and typological approach. Tver: Publishing House. MGEI. Book. 1, 2. (in Russ.).

  23. Simonova N.N. (2014). Simonova N.N. Adaptation to work by shift method in extreme conditions of the Far North. Arkhangelsk: ID SAFU. (in Russ.).

  24. Spenser L.M., Spenser S.M. (2005). Competencies at work. Moscow: Hippo. (in Russ.).

  25. Handbook of qualification requirements for specialties, fields of training, knowledge and skills that are necessary for the replacement of public civil service positions, taking into account the field and type of professional performance of public civil servants (2017). Moscow.(in Russ.).

  26. Suvorova A. (2006). Competencies as a myth and reality of modern HR practice, or Why thoughts are so confused (Retrieved fromhttp://www.hr-zone.net/) (review date: 26.07.2006)(in Russ.).

  27. Tolochek V.A., Krayushenko N.G. (1998). Psychological factors of specialization and success in types of security activities. Vestnik Mosk. un-ta (Bulletin of the Moscow university). Ser. 14. Psikhologiya, 3, 52–63 (in Russ.).

  28. Tolochek V.A. (2011). Conjugated professional career of the subject: contexts and dimensions. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie (Man. Community. Management),2, 48–61 (in Russ.).

  29. Tolochek V.A. (2017). Professional formation of the subject: abilities and professionally important qualities, competencies and competence. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda (Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and psychology work), 2, 2, 3–30(Retrieved from http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document241.pdf. (review date: 2017)(in Russ.).

  30. Tolochek V.A. (2019). “Psychological niches”: topos and chronos in the determination of the professional specialization of the subject. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya (Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology),1, 195–213 (in Russ.).

  31. Tolochek V.A. (2019). Competent approach and PVC approach: opportunities and limitations. Vestnik SPbGU. Ser. Psikhologiya (Bulletin of St. Petersburg State University. It is gray. Psychology), 9, 2 (30), 123–137. (in Russ.).

  32. Tolochek V.A. (2020). Psychology of labor. 3rd edition. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

  33. Uiddet S., Kholliford S. (2003). Guide to Competencies. Moscow: HIPPO. (Retrieved from  http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. (review date: 12.12.2005)(in Russ.).

  34. Shadrikov V.D. (1982). Problems of systemogenesis of professional activity. Moscow: Nauka. (in Russ.).

  35. Shadrikov V.D. (2013). Psychology of human activity. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences.(in Russ.).

Скачать в формате PDF

Поступила: 31.07.2020

Принята к публикации: 23.08.2020

Дата публикации в журнале: 07.12.2020

Ключевые слова: гомосексуальность; поколения; поколение «Х»; поколение «Z»; поколение «Y»; социальные представления

DOI: 10.11621/vsp.2020.04.06

Доступно в on-line версии с: 05.12.2020

Номер 4, 2020