Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Индивидуально-характерологические аспекты психологической культуры студентов дистанционной и очной форм обучения

Аннотация

Актуальность определяется необходимостью изучения личностно-психологических особенностей студентов, выбирающих очную и дистанционную формы обучения, для понимания общих закономерностей формирования психологической культуры выпускника в условиях активной цифровизации образования.

Цель исследования – сопоставление индивидуально-характерологических элементов психологической культуры студентов, выбирающих очную и дистанционную форму обучения при освоении инженерных специальностей. 

Методики и выборка. В исследовании приняло участие 84 респондента в возрасте от 18 до 22 лет, обучающиеся в предметной области информационных технологий, распределенные на две группы в зависимости от выбранной формы обучения: дистанционная (40 студентов) и очная (44 студента). Были использованы следующие методические инструменты: пятифакторный опросник личности Х. Тсуйи в адаптации А.Б. Хромова, методика диагностики направленности личности Б. Басса, методика выявления потребности в общении Ю.М. Орлова, тест жизнестойкости С. Мадди, тест-опросник самоотношения (ОСО), В.В. Столина и С.Р. Пантилеева. 

Результаты. Обнаружены различия в рефлексивно-оценочном компоненте и коммуникативных особенностях. Показано, что студенты дистанционной формы подготовки имеют более низкий уровень потребности в общении, более низкий уровень саморегуляция и более выраженную психологическую дистанцию в общении, связанную с низкими показателями самопринятия, по сравнению со студентами очной формы. Выявлено, что на выбор способа организации межличностного взаимодействия в учебной ситуации влияет психологическая дистанция личности в общении. У студентов дистанционной формы обучения фактор «привязанности-отдаленности» показал значительную вклад по сравнению со студентами очной формы обучения, для которых характерен более высокий показатель потребности в оценки себя со стороны других людей. 

Выводы. Цифровизация образования требует учета специфики личностных характеристик студентов и не должна ограничиваться только расширением пользовательских компетенций. Это определяется выявленными различиями в характеристиках самопринятия, уровнем выраженности потребности в общении, а также психологической дистанцией личности в общении у студентов, предпочитающих дистанционную или очную формы обучения.

Благодарности: Работа выполнена при поддержке гранта РНФ №19-78-10148.

Литература

Баданова Н.М., Пурыничева Г.М. Осмысление феномена информационной культуры. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osmyslenie-fenomena-informatsionnoy-kultury/viewer (дата обращения: 5.04.2020). 

Балашова Ю.В. Когнитивные и личностные особенности студентов очного и дистанционного обучения: дисс. … канд. психол. наук. Москва, 2011.

Башарина О.В., Годлевская Е.В. Медиакультура человека: сущность, компонентный состав, функции и уровни формирования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. № 2. С. 34–41. 

Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. 216 с.

Григорьева И.В. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования медиакомпетентности будущего педагога: дисс. … канд. пед. наук. Иркутск, 2013.

Дементьева Е.В. Психологическая культура человека: современное состояние проблемы // Вестник Мордовского университета. 2011. № 2. С. 12–17. 

Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.

Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с.

Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 83–91.

Коломинский Я.Л., Стрелкова О.В. Психологическая культура детства. Минск: Вышэйшая школа, 2013.

Кузьмина М.В. Формирование медиакультуры учащихся в процессе создания ими образовательных видеоматериалов: дисс. … канд. пед. наук. Москва, 2014.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

Мотков О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие. Самара: Бахрах-М. 2008.

Обозов Н.Н. Психологическая культура отношений. СПб.: Питер, 1995.

Певзнер Н.Ю. Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности: дисс. … канд. психол. наук. Москва, 2007.

Пузикова О.В. Психологическая культура как фактор самоактуализации личности: на примере личности учителя: дисс. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2003.

Романов Е.В., Дроздова Т.В. Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации // Современное образование. 2017. № 1. С. 172–195.

Сессаревская З.А. Сравнительный анализ психологической культуры личности работников, занятых в различных сферах профессиональной деятельности // Психология и Психотехника. 2018. № 1. С. 83–90.

Уддин М.А. Индивидуальные различия студентов, обучающихся по программе дистанционного образования (обзор зарубежных источников) // Современная зарубежная психология. 2013. № 3. С. 104–122. 

Уддин М.А. Сравнительный анализ личностных и мотивационных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов-психологов): дисс. … канд. психол. наук. Москва, 2014.

Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. 23 с.

Чеботарева Н.И. Педагогические условия формирования медиакомпетентности студентов вуза: дисс. … канд. пед. наук. Москва, 2013.

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 01.06.2020

Принята к публикации: 23.08.2020

Дата публикации в журнале: 07.12.2020

Ключевые слова: дистанционное обучение; цифровизация образования; психологическая культура; индивидуально-характерологические аспекты; потребность в общении; самопринятие

DOI: 10.11621/vsp.2020.04.04

Доступно в on-line версии с: 05.12.2020

Номер 4, 2020